Церковь от Бога
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Какими бы словами ни было выражено это различие, оно всегда имеет основополагающее значение. Понимание этого различия представлялось столь важным, что уже давно во всем христианском мире стали считать необходимым разъяснять его при катехизации. Великие богословы средневековья, в свою очередь, также уделяли ему большое внимание, а уже в XV столетии кардинал Иоанн де Торквемада (Туррекремата), присутствовавший в качестве папского богослова на Базельском соборе, с негодованием вспоминал о непонимании сути этого различия, по крайней мере на практике, выказанном отцами- участниками. Эразм чуть было не скомпрометировал его, связав в своих «Беседах» с сомнительными богословскими выводами, что, однако, не помешало Римскому катехизису после Тридентского собора вновь со всей категоричностью подчеркивать его. Указания на это различие делаются и впоследствии; так, есть они и в «Католи-ческом катехизисе» кардинала Гаспарри, хотя там — по крайней мере во французском переводе — они звучат несколько приглушенно.
Верующий, конечно же, как мы в этом убедимся в дальнейшем, с полным основанием может или даже должен утверждать, что он верует в Церкви. Формула эта отнюдь не предполагает одного только «превратного истолкования», которому был свидетелем и которое осудил Торквемада. Но в то же время, строго говоря, прежде всего сама Церковь верует и исповедует Пресвятую Троицу, именно она уповает на Господа Своего, любит Его и Ему служит. Ее Он милосердно взыскал в изначальных бедах и рассеянии; ее Он искупил бесценной кровью своею, она же в Нем примирилась с Богом; это она Ему верна как супруга супругу своему, это она свидетельствует о Нем, молится Ему, жаждет узреть Его и чает нового Его пришествия: и она же, наконец, воинствует на земле и торжествует на небесах:
...Наес fideliter in terns, Sponso adjuvante, militat, et perenniter in caelis, ipso coronante, triumphat» («Она верно воинствует на земле, поддерживаемая Женихом, и вечно торжествует на небесах, увенчанная Им»).