Церковь от Бога
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
История Церкви не исчерпывается двадцатью столетиями, минувшими с момента ее основания. Поэтому о.Сертилланж имел все основания озаглавить одну из частей своей книги о Католической Церкви «Церковь до Церкви». Поступая так, он следовал издавна утвердившейся традиции, в соответствии с которой непризнание существования Церкви в эпоху, предшествующую Воплощению, объявлялось многими богословами грубым и непростительным заблуждением. Представление о двух стадиях существования Церкви и домостроительства человеческого спасения — при ветхом и при новом законе — сложилось очень давно. Начиная с первого поколения христиан, ученики Христа, как бы ни были они упоены «христианской новизной», твердо помнили о воспринятом ими от древности избранничестве и знали, что весть о спасении родилась не «здесь и теперь», как то вскоре стали утверждать еретики.
Само слово «Церковь», которым в Евангелии, в Деяниях Апостолов и в Посланиях апостола Павла называется собрание последователей Христа, подтверждает их правоту — ведь это же слово употребляется в греческом переводе Библии, означая по преимуществу тех сынов Израиля, что сплотились вокруг Моисея в давние времена Исхода. «Церковь Божия» — словосочетание, которое сначала применялось к христианской общине Иерусалима, распространившись затем на прочие общины и, наконец, на вселенскую Церковь это как раз и есть тот «Qehal Iahweh», то собрание в пустыне, упоминания о котором так часто встречаются в Евангелии от Иоанна.
Иисус, называя свою Церковь арамейским словом «Qehilla», несомненно желал подчеркнуть эту преемственность. Становясь членом Церкви, каждый в то же время вступает и в древнее священное сообщество, возводится в «достоинство израильское», israelitica digntas. Собранные отовсюду, призванные из среды неверных народов, христиане, «народ Нового Завета», принимают эстафету древнего Израиля в его роли народа Божьего. Их можно было бы сравнить с дичком, привитым к культурному стволу и с тех пор представляющим собой одно с той частью древнего Израиля, которая приняла Мессию. Христиане — это «народ нового завета», «народ, наследующий обетование», приход которого возвещался пророками. Народ этот — «истинное семя израильское, семя Иуды, Иакова, Исаака и Авраама», цвет того «остатка», о котором говорили те же пророки,— остатка «малочисленнейшего из всех народов», который Ягве обещал собрать после рассеяния, члены которого облеклись во Христа и стали во Христе едино.
Церковь как место, где происходит собрание сынов этого народа, есть вечный «Израиль Божий».