Размышления кардинала

Церковь от Бога

Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.

Обьяснение Ерма

Приводя такого рода объяснение, Ерм следует великому закону преемственного преобразования, ибо он переносит на Церковь то, что думал о себе Израиль. Ориген пишет о том же самом, опираясь одновременно на тексты апостола Павла и Псалмопевца: "Не верьте, что Супруга или Церковь существует только со времени прихода Спасителя во плоти; она существует с начала рода человеческого и даже с сотворения мира; и даже, и тут святой Павел мне порукой, существовала еще до сотворения мира. Ибо апостол говорит: «Он избрал нас во Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа». В Псалтири же сказано: «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле». То есть в основе своей Церковь восходит к началу начал. Поэтому апостол Павел и говорит, что Церковь основана не только на апостолах, но и на пророках, в число которых входит и сам Адам».

Но это еще не все. Заглянув в самые глубины прошлого, мы теперь должны обратить наш взор вперед, в будущее, к концу времен,— а tempore justi Avel usque ad ultimum electum, ab initio mundi usque ad finem («От времен праведного Авеля до последнего избранного, от начала мира и до конца»). Эти формулировки, столь часто повторяющиеся в Предании, могут, конечно же,— если руководствоваться стремлением свести содержание истинной Церкви к череде совершенных и избранных — быть неверно поняты, но пусть возможность вредного заблуждения не затмит от нас запечатленной в них истины. Положенный в этих формулировках последний предел должен быть нами преодолен, подобно тому, как, углубляясь в прошлое, мы перешагнули грань сотворения мира. Novissima prima («Последнее — первое»). То, что первенствовало в Замысле Божием, станет и последней реальностью. Как великолепно выразился Климент Александрийский, «подобно тому, как воля Божия есть деяние и называется сотворением мира, так помышление его есть спасение людей и называется Церковью». Мы говорим о Христе: «царствию Его не будет конца»; то же мы должны сказать и о Церкви. «Брачный пир Агнца» будет длиться вечно. Как уже говорилось в нашей книге, быть спасенным — не что иное, как быть навечно принятым в лоно той самой Церкви, ради которой он, спасенный, и был создан, в которой он обрел избранничество и которой был возлюблен. Ибо Христос возлюбил Свою Церковь. Он принес Себя в жертву за нее, приобрел ее Себе Своей Кровью. Причащаясь этому таинству любви, совершаемому в нем единству, ми сами стяжаем любовь и спасение.

Hosted by uCoz