Церковь от Бога
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Итак, Церковь не просто стоит первой среди прочих созданий Духа освящения, но всех их обуславливает и вбирает в себя. Путь спасения на всем его протяжении лежит в ней — можно даже сказать, ей тождествен. В этих словах не содержится ограничения, как могло бы показаться на первый взгляд; они, напротив, помогают нам лучше уразуметь всю глубину относящихся к Церкви истин, оценить всю силу связывающих нас с нею уз и ее роль в икономии нашей христианской жизни. В последующих главах настоящей книги не встретится ничего принципиально нового — они призваны лишь развить уже вкратце сказанное прежде, уточнить те или иные уже выдвинутые положения. Церковь от Бога, и она необходима нам в качестве промежуточного звена между Ним и нами. Более того — тайна Церкви представляет собой квинтэссенцию Божественной Тайны. Это наша тайна по преимуществу. Она объемлет нас во всех наших проявлениях и со всеми сторонами нашего существования, ибо в Своей Церкви Бог лицезрит нас и нас любит, ибо в ней мы желанны Ему и в ней Он находит нас, в ней мы обретаем единение с Ним и в ней Он дарит нас благодатью.
Тайна Церкви, с одной стороны, совершенно ясна. Католическая Церковь, по формулировке Ватиканского Собора, повторяющей слова пророка Исаии,— это «знамя племенам», воздвигнутое как призыв к единению, «зовущее еще не обретших веры, и удостоверяющее верных чад Церкви в том, что исповедуемая ими вера покоится на прочнейшем из фундаментов». Церковь — это та «гора», что издали открыта всем взорам, тот «град» лучезарный, та свеча, что поставлена на подсвечник и светит всем в доме. Она — та храмина из кедра ливанского и кипариса, величественная крепость которой неподвластна быстротекущему времени, что защищает нашу хрупкую индивидуальность, то «чудо непрестанное», что постоянно возвещает людям приход их Спасителя, подкрепляя благовествование бесчисленными явлениями Силы и Духа; тот свод сияющий, с которого звездный сонм святых поет славу Искупителю. Благодаря глубине и стройности своего учения, благодаря всеобъемлющему пониманию человеческой природы и тем плодам, что не перестают зреть в ней благодатию Духа Святого, Церковь неудержимо притягивает к себе души людей, что из века в век подтверждается парадоксальными с человеческой точки зрения обращениями. Вместилище и хранительница Писания, она несет нам свет его — то есть то единственное, что придает осмысленность всей нашей истории. Различными путями она ведет нас к одной цели — ко Христу. В ней Бог является «видящим мудрость». Это каждодневно испытывают те, кто сознательно доверился ей: