Церковь от Бога
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.
Действительно, если Церковь и вправду есть «продолжение Христа» среди нас, если она и вправду — «Христос разлитый и сообщаемый», то ведь принадлежащие к ней, ни миряне, ни клир, от этого не унаследовали права, позволявшего Христу говорить: «Кто из вас обличит Меня в
неправде?» Да и интеллектуальный уровень членов Церкви, даже в том, что касается проблем вечности, зачастую может не возвышаться над уровнем средним для своего времени. Воистину, в Церкви даже более, чем в самом Христе, все противоречиво и парадоксально. Как и о Христе, мы можем сказать о Церкви: magnum mysterium et admirabile sacramentum («Великая тайна и удивительное таинство»); но скорее о Церкви, чем о Христе, мы скажем: avocamentijm mentis, firma- mentum («Не утверждение разума, а отвлечение»). Lapis offentionis et petra scandali! («Камень преткновения и скала соблазна»). Первые из этих слов суть слова веры восторжествовавшей, в них звучит радость победы над недоумением естественного человека и над отвергающей ее мудростью... Но насколько глубже, чем для созерцания Христа, должен очиститься и преобразиться наш взор, дабы созерцать Церковь, не впадая в соблазн! Насколько более необходимо, дабы хоть сколько-нибудь понять ее, «отвергнуть умствования земные и фимиам мудрости мирской»! И, кроме того, следует признать, что порой из-за слепоты нашей мы не то чтобы вправду думаем, но можем возомнить себе, что вера в Бога не слишком нас связывает. Мы же не встречаем Бога просто так на улице. И Христа там уже не встретишь. Но Церковь — вот она, всегда здесь. А ведь сколькие были бы готовы во многих отношениях восхищаться Церковью, несмотря на все те недостатки, которые они в ней находят, и, как они выражаются, «сотрудничать» с ней, когда бы она не была тем, что она есть!А она есть непреходящая свидетельница Христова, Вестница Бога Живого. В ней Бог неотступно и непрестанно присутствует среди нас. Постараемся же мы, те, кто принадлежит к Церкви, те, кто считает себя частью ее, понять ее так же, как угадывают природу Церкви те, кто страшится и бежит ее!