Размышления кардинала
Наша эпоха
Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.
Доктрина “Тела Христова”. Продолжение
Не ограничиваясь, однако, одним только анализом, социология легко переходит к критике. Но и в этом нет ничего противозаконного. Такая критика в отдельных случаях может быть во благо. Но союз божественного и человеческого — предмет столь тонкий, что весьма часто скоропалительно принимаясь критиковать, можно уподобиться сыну, оскорбляющему родную мать; называть отдельно «социологическую Церковь» — значит подчеркивать более чем сомнительную дихотомию. Следует также помнить, что и человеческое — являясь необходимым структурным и жизненным элементом Церкви, какой ее возжелал видеть Христос,— есть в основании своем божественное; или, как это выразил один богослов в формулировке не совсем изящной, но обладающей тем преимуществом, что она содержит вызывающее сомнение слово — что уже имеется «социологическое воплощение Тела Христова», составляющее часть его существа. Если забыть об этом, то вновь возникнет губительное разделение, порождаемое уже не богословской, а научной уловкой.