Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Слово – есть жизнь

Слово это может быть понято как в активном, так и в пассивном смысле. Ведь в этом громадном «объединении», в католической Церкви, можно видеть, с одной стороны, голос, который созывает, и силу, которая объединяет, используя все «инструменты», способные послужить ей для этой цели; с другой же стороны — уже однажды созданное собрание, совокупность тех, кто со всеми своими отличительными особенностями уже когда-то был собран воедино. История показывает нам, что во все времена оба эти подхода применялись и оба считались одинаково важными. Наглядно свидетельствует об этой двойственности тот факт, что греческое переводилось на латынь и как convocatio и как congregatio. «Церковь, — писал святой Кирилл Иерусалимский, — потому и называется Церковью, что созывает всех людей и объединяет их в единое целое»; с другой стороны, Феодор Мопсуестийский называл Церковью «всякое собрание верных, право служащих Богу»; святой Амвросий видел в Церкви множество, «собранное из народов языческих», а блаженный Августин видел в Церквах, распространившихся по земле, «объединение людей и народов». «Quid est Ecclesia, nisi multitudo fidelium, universitas christianorum?» («Что есть Церковь, как не множество верных, объединение христиан?») — писал Гуго Сен-Викторский. Оба способа дефиниции встречаются у Исидора Севильского, придавшего им на Западе статус классических. Ecclesia convocans et congregans, — Ecclesia convocata et congregata (Церковь созывающая и объединяющая, — Церковь созванная и объединенная); «божественный созыв» и «сообщество созванных»: оба этих смысла подразумеваются апостолом Павлом. У блаженного Августина оба они присутствуют в одном отрывке. Активный первый из них, но от этого второй не делается ни менее важным, ни менее необходимым. Именно второй нам чаще попадается у святого Фомы Аквинского, к нему же более привязан Франзелен. Забвение пассивного смысла, или даже просто недостаточное к нему внимание уводит на опасный путь «практического монофизитства». Опасными последствиями для понимания Церкви чревато исключительное преобладание как одного, так и другого значения. Оба они с равной необходимостью возникают из всего, что говорит нам о себе Церковь. В соединении обоих значений создается идея Церкви. Оба значения, более или менее прямо выраженные, присутствуют в классических определениях. Ecclesia de Trinitate (Церковь Троицы), чья иерархическая миссия в истоке своем восходит к происхождению Божественных Ипостасей; в то же самое время взятая в другом своем аспекте она есть Ecclesia ex hominibus (Церковь из людей).

Hosted by uCoz