Размышления кардинала
Наша эпоха
Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.
Остерегайся скудности разумения!
Остережемся же в скудном своем разумении как-либо умалить способность Господа преобразить Супругу Свою. Положимся всецело на святое безрассудство веры. Если нечто остается недосягаемым для нашего воображения, это отнюдь не означает, что в это нечто нельзя верить. Желание видеть что-либо так, а не иначе, должно быть умерщвлено, ибо оно порочно; ведь сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»...
Нельзя рассматривать Ecclesia deorsum (Церковь дольнюю) так, как если бы она была чем-то посторонним по отношению к Ecclesia sursum (Церкви горней). За состояниями, из которых одному предстоит сменить другое, надо уметь видеть непрерывность существования единой Церкви,— единой так же, как един Христос в Своей земной жизни, Своей смерти и славном Своем воскресении. До того, как стать Супругой, в предшествовавшую воплощению эпоху, Церковь была пока только Невестой; но и до конца мира она будет существовать отчасти в этом качестве. Мистические бракосочетания, свершившиеся в Назарете и на Голгофе, часто называют дополнением к все завершающей Парусии. Nuptiae sunt Agni, cum Ecclesia Domino in thalamo regni caelestis sociabitur («На бракосочетании Агнца Церковь в чертоге Царствия небесного с Господом соединится»). Но ведь Церковь получила уже свадебные дары, равных которым не получала ни одна невеста: Суженый даровал ей Свою Кровь. Делая различие между путем и завершением его — а не различать их значило бы опасно заблуждаться — мы тем не менее должны осознавать первоосновную непрерывность пути и видеть имманентное присутствие завершения на всем его протяжении. Уже в Ковчеге Моисея надо уметь видеть Храм Соломона. О да, конечно же, как и все мироздание, Церковь прейдет, но в то же время она и пребудет; более того, именно то из мироздания предназначено к Жизни, что Церковь заключает в себе.