Учение Апостола Павла
Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.
Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.
Следует, однако, избегать и противоположного рода ошибки, заставляющей в «служительном священстве» видеть как бы эманацию сообщества верных. Оно есть власть, полученная от Христа. «Только Иисус Христос может совершать в священнике то, что тот каждый день совершает в Церкви». Верующие не могут сообщить или передать кому-либо власть, которой у них нет. То есть священник, освящающий и приносящий жертву, не является простым представителем присутствующих при свершении таинства и в определенной степени соучаствующих в нем верующих. Он может быть таковым при совершении им отдельных действий, «и даже действий литургических, поскольку литургия отчасти есть восхождение человека к Богу; но в том, что касается собственно литургического священнодействия и, в частности, освящения евхаристических даров, священник первым делом отправляет культ Господа, являясь главным образом служителем и представителем Иисуса Христа; священник служит, как учит богословие, in persona Christi (от лица Христова)». Любая молитва, будь то просьба или приношение, произносится от имени всех. При этом священник является, по выра-жению Jlyro, orator Асешт(просителем за верных перед Богом). В начале мессы священник «вторит» молитвам присутствующих в храме, о чем свидетельствует, в частности, форма множественного числа «quaesumus» («молим»), а также такие выражения, как «Ecclesia tua» («Церковь Твоя»), «popupus tuus» («народ Твой»), «familia tua» («семейство Твое»), хотя завершающее Аминь и произносится только присутствующим народом. Также и в тайных молитвах священник предстает перед Богом «во главе народа, от имени его и с его приношением», почему и произносит в самом начале: «Orate, fratres... («Молитесь, братия...»). Это объясняется тем, что месса не представляет собой целиком «ниспосланного от Бога действа», но содержит также и значительный элемент «деятельности человека, вышедшего по призыву Бога в путь со своими земными приношениями и идущего навстречу своему Создателю». Но приношение так бы и осталось пустым «пожеланием», встречи бы не состоялось, не имей здесь место священнодействие, свершение которого не зависит от верующих: оно предполагает Христово могущество и вменяет себе Его заслуги. Служащий мессу священник, таким образом, говорит от лица всего христианского сообхцеств;а, и поэтому ее можно и должно называть «единым жертвоприношением главы и членов». «Мы делаем приношение совместно со священником; соучаствуем во всем, что он делает, во всем, что он говорит». Но и в главнейший момент мессы он действует благодатью Христовой, или, используя лаконичную формулу Фомы Аквинского, он молится и совершает проскомидию «in persona omnium» («от лица всех»), но освящает дары «in persona Christi» («от лица Христа»).