Учение Апостола Павла
Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.
Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.
Не следует, однако, говорить отдельно сначала о «физическом» теле Христа, явленном в Евхаристии, а затем о теле «мистическом», довольствуясь впоследствии установлением более или менее тесных связей между ними. «Отнюдь не такой подход применялся апостолом Павлом. По его мысли, есть только одно Тело Христово, воскресшее человеческое естество. Церковь же, не существуя иначе как в соучастии человечеству Иисуса Христа, «Духа животворящего», сообщаемого ей в Евхаристии, сама есть не что иное, как «полнота Исполняющего все во всем». Именно «в Вечери формула «тело Христово» получает звучание, сообщающее ей очевидный смысл». Между Христом и Его Церковью существует, согласно Павлу, «мистическое тождество», и реальность евхаристического присутствия служит нам гарантией «мистической» реальности Церкви — как, впрочем, и последняя, будучи повсеместно утверждена в христианской вере, может лишний раз подтвердить первую: ведь как реально могла бы созидаться Церковь, как бы ее члены могли быть собраны в организм действительно единый и живой посредством обряда, содержащего лишь символ Того, Чьим телом она должна сделаться, Кто один только способен претворить ее в живое единство? Во всяком случае, именно так трактуется эта тема самою литургией: «...ut inter ejus membra numeremur, cujus corpori communicamus et sanguini» («Чтобы мы стали членами того, чьему Телу и чьей Крови причащаемся»). Прислушаемся также и к святому Феодору Мопсуестийскому, который в своей второй проповеди о святой мессе комментирует одновременно и литургический текст, и идеи Первого послания к Коринфянам: «Поскольку все мы приемлем одно Тело Господа Нашего, все мы становимся единым Телом Христовым». О том же говорил и святой Лев с присущими ему выразительностью и всеохватностью,— и тут нам слышится голос всех великих учителей католичествва: «Non aliud agit participatio corporis et sanguinis Christi, quam ut in quod summimus, transeamus» («Причащение телу и крови Христовым преследует только одну цель — чтобы мы претворились в то, что приемлем»). Глава и члены составляют единое тело. Супруга и Супруг суть «едина плоть». И нет двух Христов, из которых один был бы личностным, а другой «мистическим». Да, безусловно, Глава не есть то же, что прочие члены; христиане не образуют собой «физического» (или евхаристического) тела Христова; Супруга — не то же, что Супруг. Все различия сохраняются, но уже не предполагают разъединенности. Так что Церковь — не просто некое тело, но именно Тело Христово.
Не в человеческих силах разделить то, что Бог сочетал,— не в человеческих силах, следовательно, и «отделить Церковь от Господа!»