Учение Апостола Павла
Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.
Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.
В первую очередь именно с этой целью в ней было установлено священство. «Сие творите в Мое воспоминание». В основном и самом глубоком смысле этого слова каждый христианин несомненно священник — но дабы избежать опасной путаницы, это утверждение следовало бы сопроводить некоторым разъяснением.
Каждый христианин соучаствует в Священстве Иисуса Христа. «Подобно тому, как мы называем христианами всех тех, кто получил при крещении мистическое помазание, нам следует называть священниками всех, кто является членами единого Иерея». «В единстве веры и крещения все достоинства становятся общими... крестное знамение делает царями всех возродившихся во Христе, помазание Святого Духа всех возводит во священство». Израиль был «царством священников и народом святым». То же можно сказать и о Церкви, ибо весь Израиль собрался во Христе, едином истинном .Иерее, которому уподоблены все христиане. «Царственное священство», приписываемое Петром и Иоанном всем нам,— не метафора; и тем более нет никаких оснований называть его «мнимым священством»: sacerdotes jure dicimur, quia sancti Spiritus oleo et chrismatis unctione linimur («Мы по справедливости именуемся священниками, ибо умащаемся елеем Святого Духа и миром помазания»); оно есть «мистическая» реальность, реальность, которая не может быть ни превзойдена, ни углублена никаким установлением, никаким дополнительным посвящением, никаким другим священством, ибо она из христианина, члена предвечного Царя и Иерея, соделывает Христа. Чтобы оценить достоинства этого священства, достаточно вспомнить, что именно в него была в высшей степени облечена Дева Мария. Его нельзя считать священством, так сказать, со скидкой, второстепенным, священством одних только верных: оно есть священство Церкви в целом. Христианская гордость «мирянина», осознавшего это, может порой нуждаться в привнесении большей ясности, но сама уже не умалится.