Размышления кардинала

Церковь в мире

Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.

Всеобщее спасение

«Всеобщее спасение, равно как и спасение каждого отдельного человека, осуществляется в конкретном времени и самим ходом истории». Все, что только ни есть в Церкви, убеждает христианина в истинности этого положения. Если все в ней наводит его на мысль о вечности, то не в меньшей мере и отвращает от соблазна «выпрыгнуть из времени». Все в ней требует от христианина самого серьезного отношения к земному существованию, к его драматичности, все напоминает о ближнем его. Даже удаляясь от мира по призванию, над которым сам он не властен, христианин должен продолжать служить миру; он видимым образом отделяет себя от людей во имя единения с ними. Самая скромная из молитв христианина уже есть молитва братская. На своем месте он всегда трудится на благо всего сообщества. «Даже высочайшие божественные милости не отвращают его от соучастия в тяготах и победах Церкви воинствующей». Он никогда не стремится «спастись в одиночку», ибо знает, что Христос желает «всех вместе нас привести к Жизни». Несмотря на все различия, зачастую поверхностные, между активной и созерцательной жизнью, вопреки любым видам «специализации», существование христианина, в какой бы внешней форме оно ни происходило, неизменно подчинено «созиданию Тела Христова». Никогда христианин не перестает быть членом этого тела, и поэтому его духовная жизнь не сводится в конечном счете к отрешенной от всего созерцательности, а по достоинству вписывается в непрерывный ход времени, становится частью человеческой истории, но при этом не теряется в ней, ибо она укоренена в вечности. «Род проходит и род приходит», но в Церкви Христовой «род из родов» непрерывно возрастает с тем, чтобы навеки упокоиться в Боге. История, таким образом, не сводится к «постоянному, отнимающему все силы созиданию касты наследников-потомков», так как и они обещаны смерти. Время не только разрушает. По мере того, как все отжившее уходит в небытие, высвобождается то, что обещано Жизни. Здесь, на земле, Церковь утверждает ту общность, которая неведома нынешней цивилизации, а в иные эпохи если и возникала, то лишь очень ненадолго. «Супруга Христова не оставляет заботы обо всем человечестве, чью судьбу она несет в лоне своем».

Церковь, Ковчег спасения, держит нас на волнах этого погибающего мира; и в то же время она дает приют чаяниям рода человеческого. Так ее присутствие в мире подает нам двойное благо. Mundus reconciliatus Ecclesiae (Мир воссоединен Церковью).

Hosted by uCoz