Церковь в мире
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
В свое время всей душой склонный к миру папа Геласий пожелал четко разграничить полномочия «царской власти» и «священной власти понтифика». Необходимо, писал он, «чтобы духовная власть держалась в стороне от скверны мира сего и, воинствуя во имя Господа, не вмешивалась в дела светского правления, светская же власть, со своей стороны, должна воздерживаться от вершения дел божественных: тогда, если каждая скромно будет занимать свое место, не притязая в гордыне на всю полноту власти, та и другая станут достойно править делами в отведенной каждой из них области». Приведенный отрывок ценен тем, что ясно показывает нам, к какому соотношению власти Царства и Церкви Церковь стремится:
Non eripit mortalia Qui regna dat caelestia.
(He отнимает царствия земного Тот, кто дает царствие небесное).
Но едва ли стоит говорить о том, что реальное положение дел разве что изредка соответствует этой идиллической картине. В то же время мы не должны понимать слова Геласия в том смысле, что «Божие» и «кесарево» образуют две области, одновременно и подобные друг другу и совершенно не сообщающиеся между собой. Воинствуя во имя Господа, Церковь не может оставаться в стороне от всей земной скверны. «Дела божественные» не суть нечто сугубо обособленное, не вторгающееся в «дела земные». Оправдывать, исходя из евангельского выражения, «такое положение вещей, при котором все отдается Кесарю и ничего Богу», значило бы полностью извратить его смысл. Против этого был вынужден предостерегать уже святой Иоанн Златоуст: «Слыша слова «отдавайте кесарево кесарю», разумейте под ними то лишь, что не противно служению Господу; ибо то, что противно, уже есть подать не кесарю, но Сатане». Не делая недолжной уступки земному правителю, сам Геласий умел напомнить императору Анастасию — так же, как святой Амвросий умел напомнить Феодосию, а Осия — Констанцию,— что правитель «не превыше Церкви». Он умел властно воззвать к совести земного правителя.