Церковь в мире
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Если мы будем рассматривать не одно только Государство, но и вообще все силы этого мира, которые Церковь должна обратить своим свидетельством к Закону Божьему, противостояние представится нам еще более неизбежным, еще более непримиримым. «Покуда не было проповедано Слово Божие, повсюду царил покой; пока не прозвучал глас трубный, не было брани; но с тех пор царство Божие раздирается яростью». Всегда и везде, в каждом из лагерей и в каждом из сердец, существует тот великий град, который, в час, когда в него вступали апостолы Петр и Павел, видится святому Льву «чащей, полной тварей дрожащих», «океаном, взбаламученным до самых глубин своих». Тот град, что, по словам святого Иеронима, был Каином возведен на преступлении и не может быть разрушен до самого скончания времен, гордый Вавилон, оспаривающий царство у Царя Иисуса, Содом и Египет духовный, что принимает тела двух убиенных свидетелей, и чьи жители «радуются сему и веселятся, и посылают дары друг другу, потому что пророки сии мучили их». Словом, тот мир, мир прокля-тый, который пополняется из тысяч источников, из тех даже, что бьют на отвоеванных у его губительной топи островках. Самый лучший «христианский общественный строй» не в силах совладать с ним. По мере распространения вширь, Церковь и внутри себя обнаруживает коварнейшую угрозу его ростков. «Ибо в одном доме, в одном городе, в одной общине жители Вавилона и жители Иерусалима перемешаны между собой». Более того, противостояние есть и будет до самого конца в сердце каждого из ее членов. Церковь знает об этом. При всей трезвой реалистичности взгляда, отчаяние остается навсегда чуждым ей. Она знает, что Царствие Христово, которое она непрестанно насаждает и о котором неустанно молит, никогда прочно не утвердится на земле, что смута, заблуждение и порча неизбежно сведут на нет все труды. Безмятежная ясность веры не мешает Церкви констатировать, по видимости, «слепой ход вещей». Она ежечасно становится свидетельницей поражений добра. Она повсюду наблюдает возрождение разного рода идолопоклонства, соблазняющего порой и ее верных чад. «Она знает также, что самый очевидный прогресс и самые великолепные завоевания человечества всегда бывают сопряжены с некоторой двусмысленностью, могущей сослужить службу Злу. «Тайна беззакония» не принесла еще самых больших своих разрушений. В наше время, как почти во все времена своего существования, и даже, возможно, более явственно, чем когда-либо, Церковь видит встающую пред нею грозную тень»...