Церковь в мире
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
В этих рассуждениях легко узнается красноречие Руссо. Но сколько еще голосов слышится нам в них! В них фокусируется долгая традиция, к которой принадлежит уже возглас Бенцона Альбского, обратившегося к Григорию VII с ложно понятой фразой Христа: «Никто не может служить двум господам!» И почти не случается такого дня, когда бы до нас не доносился новый отзвук этой традиции. Сторонники этатизма объединяются с его противниками в общем сетовании. Так Прудон, к примеру, сожалел о том, что христианство, сумевшее «привнести в мир прежде утерянную им духовную власть», не смогло объединить Церковь с Государством; он упрекает Евангелие в разрушении в принявших его закон странах «общинного сознания» и в замене последнего «волнениями, мятежом, цареубийством»; этой жуткой ситуации, по его мысли, должна положить конец революция, которая «вернет Церковь в Государство». И другие мыслители оплакивали «пришедший с христианской эрой пагубный раскол между религиозным и гражданским порядком» и — это слова еще одного представителя указанного направления — «противопоставление христианства гражданству». А совсем недавно Морис Мерло-Понти писал: «Церковь не основывается на человеческом обществе, но кристаллизуется на окраинах Государства... Это становится для людей вторичным фактором отчуждения, на их плечи ложится тяжесть дополнительного контроля...» И вправду, разве недостаточно и первого, действительно неизбежного, отчуждения? К чему это удвоение? Зачем держаться за то, что делает все эти конфликты неразрешимыми? Почему бы одной из властей не вобрать в себя другую? Отчего бы не подогнать Церковь под гражданские мерки, или не возложить на Государство попечение о всех без исключения нуждах человека? Не стало ли бы все гораздо проще в таком случае?