Церковь в мире
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
С самого своего начала человеческое господство основательно усложнило положение дел на нашей планете. С тех пор, как пришло первое понимание этого, как дали себя почувствовать первые уколы нравственного закона, сколько сразу возникло проблем, конфликтов, помех к действию! Сколько сложностей и неразберихи! Как же все просто обстояло в мире, когда им правили невинность и слепой инстинкт! Насколько все было проще! Насколько все вернее шло к своей цели — если, конечно, вообще уместно в данном случае говорить о цели. Сколько зла непрестанно творится из-за свойства, выделяющего человека из природы,— из-за рассудка! Лишь только рассудок вступает в действие, порождается «больше разлада в пределах одного сознания, чем хватило бы для сокрушения вселенной». И конечно же, возврат к райскому состоянию, как к состоянию до начала всякого разделения, не мог не прельщать Руссо. Тоска по нему живет и в нас, обитая в темных глубинах нашей психики; порой она выходит наружу в виде тонкого искушения. Но ей, однако, во всяком случае в такой грубой форме, никогда не удается нас соблазнить, хотя бы уже потому — даже признав это во всех прочих отношениях возможным,— что возврат к такому раю нам возбраняет Евангелие.
Нам даже не стоит задаваться вопросом, каков был порядок вещей при изначальной простоте. Сама по себе простота не есть ни идеал, ни критерий. Та же простота, что действительно непреодолимо влечет нас, сияет не в начале пути, а в завершении его. Она не дается изначально, но приходит как награда; она достигается не отсечением лишнего, но вбиранием все нового и нового. Любою ценой стремиться к какой-то определенной простоте значило бы насаждать насилие, ибо простоты этой нет в нас. Скажем лучше о том, что есть. В наших силах, не закрывая глаза на определенные сложности, которые связаны с Цер-ковью как институтом, почитать в ней, такой, какой она существует в мире, чудесный знак Божественной Премудрости.