Таинство Иисуса Христа
Церковь есть тайна, но также и таинство. Будучи «совокупным местом таинств христианских», она в то же время сама есть великое таинство, которым держатся и которым животворятся все прочие таинства. Она — таинство Иисуса Христа на земле, подобно тому, как для нас Сам Христос, в своем человечестве, есть таинство Бога.
И был даров Дух Святой
Сразу вслед за прославлением Христа нам был дарован Дух Святой, и именно даром Духа в день Пятидесятницы было завершено становление Церкви. То есть не надо ожидать никакой эры Духа - она в точности совпадает с эрой Христа. Communicatio Christi, id est Spiritus sanctus (Приобщение ко Христу есть Дух Святой). Дух преподает нам «всю истину», но, подобно Иисусу, посланному Отцом, ничего не говорит от себя и не ищет себе славы. Верный миссии, полученной от Того, «во имя» Кого он ниспослан нам, Дух Святой доносит до нас Его весть, заставляет нас «припоминать» ее, но ничего при этом к ней не добавляет. Он, таким образом, явился запечатлеть Его уроки. Он открывает нас Его Евангелию, не изменяя его. Дух много возвещал и до пришествия Христа, но только дабы возвестить о том, что оно грядет: qui locutus est per Profetas (который говорил через Пророков). Когда же Христос предстал пред Отцом Своим, он стал свидетельствовать о Нем подобно тому, как Тот свидетельствовал об Отце. Дух говорит, дабы провозгласить единое Его господство, но никак не чтобы подменить Его собою. Одним словом, он есть «Дух Христов».
Ведь нет иного Духа, кроме Духа Христова, а Дух Христов есть та душа, что животворит все Его тело. Буква Закона собрала древний народ, Дух же создает народ новый. Мы пребываем в Духе так же, как и во Христе, и можно утверждать вслед за апостолом Павлом, что мы крещены во единого Духа, дабы созидать единое тело, или, как комментирует евангельский текст святой Василий Великий, во единое тело, дабы созидать единый Дух. Церковь есть «сообщество Духа». Именно в Церкви Дух прославляет Христа, и в ней же, в этом «доме Христовом», Он дарован нам «союзом вечным и окончательным». И горе тому, кто разделяет Церковь и Евангелие! Горе тому, кто пожелал бы посягнуть на духовную закваску, привносимую ею в замес человечества! Горе тому, кто в Церкви решился бы «угашать Духа»! Но горе и тому, кто попытается освободить пламя его, отторгая при этом Церковь!