Таинство Иисуса Христа
Церковь есть тайна, но также и таинство. Будучи «совокупным местом таинств христианских», она в то же время сама есть великое таинство, которым держатся и которым животворятся все прочие таинства. Она — таинство Иисуса Христа на земле, подобно тому, как для нас Сам Христос, в своем человечестве, есть таинство Бога.
Слушайте Христа
В практическом смысле для каждого из нас Иисус Христос и есть Его Церковь, вне зависимости от того, видим ли мы в ней, помня о словах Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает»,— прежде всего иерархию, или же все целиком Тело, это всеобщее Собрание, внутри которого Он пребывает и являет Себя, и из которого во имя Его восходит непрерывная хвала Господу. «Что до Иисуса Христа и Церкви, думается мне, что это — одно, и не надо тут ничего усложнять» — в этих словах, произнесенных Жанной д'Арк в ответ судьям, звучит одновременно и мистическая глубина верования, и добрый здравый смысл верующего. Возглас верующей души как бы заключает в себе всю веру Отцов Церкви.
Давайте же, несмотря на все трудности, несмотря на все, что могло бы сбить нас с пути истинного, хранить незыблемую верность этому равенству. Давайте же, уподобившись Улиссу, повелевшему привязать себя к корабельной мачте, дабы не поддаться призывному пению сирен, до последнего держаться — и если нужно, не видеть и не слышать ничего кроме нее — за ту спасительную истину, формула которой дана нам святым Иринеем: «Где Церковь, там и Дух Божий, где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать; бежать Церкви значит отвергать Духа» и тем самым «исключать себя из жизни». Давайте же вместе со святым Иоанном Богословом верить, что нельзя услышать Духа, не слушая того, что Он говорит Церкви. Давайте помнить, что не может существовать никакой надежды на прочное единство без Той, кому оно было обещано. Давайте сделаем нашим безусловным исходным принципом уверенность, что нет таких причин, которые могли бы хоть сколько-нибудь убедительно обосновать отход от Церкви. Давайте постараемся старую, сформулированную еще Оригеном, аксиому: Extra Ecclesiam nemo salvatur (Вне Церкви никто не спасется) понять как в ее величественной широте, так и в ее строжайшей для нас требовательности. В широте, поскольку, как разъясняет святой Августин, «в несказанном провидении Божием многие из тех, кто видятся пребывающими вне [Церкви], пребывают в ней»,— пребывают хотя бы уже «волею и стремлением»,— и в то же время «многие из видимо пребывающих в ней остаются вне ее», и повсюду «Господь узнает своих». Но непременно также в требовательности, так как тот, кто «отделил себя от католического сообщества», «покинул Обитель» спасения, «сам делается виновником своей смерти». Так оградимся же всеми силами от смертельно опасного помышления «кощунственным отделением порвать узы мира». Не станем льстить себя надеждой на то, что, оказавшись вне Церкви, мы тем не менее сможем оставаться «в обществе Христа», но повторим вслед за Августином: «Чтобы жить Духом Христовым, надо находиться в Теле Его». И еще: «Всякий имеет в себе Духа Святого в меру своей любви к Церкви Христовой».