Ecclesia Mater (Матерь Церковь)
Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!
Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!
Наконец, католик не просто допускает и понимает, но и радуется тому, что вся Церковь в конечном итоге оказывается соединенной в Петре. Он не дает смутить себя тем, кто пытается доказать, что таким образом теряется «смысл полноты Церкви» и что, подчиняясь власти папы, он обязуется верить только по приказу или убеждению, как если бы «в рамках вполне понятного романизма» все учение и вся жизнь Церкви заключалась исключительно в лице понтифика. Но разве можно отрицать существование круга, указывая на его центр? Можно ли уничтожить тело, утверждая, что оно имеет голову? Подобным внешним объяснениям, плодам оптического обмана, католик противопоставляет очевидность веры. На такие возражения он может ответить устами одного из иерархов:
«Учительная власть папы не есть иго, наложенное на христианскую общность извне отдельным человеком по велению его собственного, пусть гениального, разума; он определяет веру всей Церкви, не обязуясь на все испрашивать ее согласия, он связан с нею неразрывными узами, передавая и объясняя истины ее учения, подтверждая смысл и уточняя сущность наших собственных верований, укрепляя нас в минуты слабости и поддерживая крепость веры. Когда мы обращаемся к Церкви подобно тому, как апостол обратился к Спасителю, Основателю Церкви: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни?»,— то не по лености духа мы возлагаем на ее иерархов тяжесть размышлений и труд устроения жизни, но, по словам Ньюмена, делаем это из стремления «покоиться в исполнении католической Церкви».