Размышления кардинала
Наши соблазны о Церкви
Как же соблазняемся мы о Матери нашей, вместо того чтобы любить ее! Среди наших соблазнов есть весьма жестокие, но явные; есть и скрытые, но более коварные. Они существовали всегда, и нашему времени свойствены свои особенные соблазны.
Чудо всегда непредвиденно
Вероятно, мы бываем тем увереннее и непреклоннее в суждениях, чем неоднозначнее занимаемая нами позиция. Возможно, мы порой забываем то, что в принципе хорошо нам известно: что бескомпромиссность веры на деле нельзя отождествлять со стремлением навязать другим наши собственные мысли или пристрастия; что судорожное напряжение не столько защищает, сколько губит упругую прочность истины; что христианство, решительно заняв круговую оборону и отказавшись от всякой открытости вовне, уже не будет христианством; что искренняя преданность Церкви не освящает наших предрассудков и не делает наших сугубо личных мнений причастными полноте вселенской веры. В таком случае, небесполезно повторить: некоторая степень доверия и отрешенности свойственна духу католицизма. Церковь в свое время сумеет найти украшение для обители Бога и в бесовском святилище: чудо всегда неслыханно, всегда непредвиденно, но мы твердо знаем, что оно случится снова. Церковь неотделима от истории, но она никогда не принадлежит безраздельно ни конкретной эпохе, ни вообще чему-либо преходящему в мире. Весть, которую она несет в мир, жизнь, к которой она призывает, никогда не могли быть отождествлены «ни с одной политической системой, ни с каким-либо состоянием общества, ни с какой-либо конкретной формой цивилизации», и ей приходится беспрестанно подтверждать это перед лицом ложных привычных представлений. Церковь обращается к нам устами св. Августина, сообщая его словам более широкий смысл: «Quid ех- pavescis, quia pereunt regna terrena?» (Кого убоишься, ибо проходят царства земные?). Нет иного камня в ее основании, чем тот, на котором основана вера Петра, и камень этот — вера в Иисуса Христа. Церковь — не партия и не закрытое общество. Она не станет ради блага верных отворачиваться от тех, кто еще не знает ее. Она не склонна видеть в людях противников, ибо каждый из них, хотя бы потенциально, принадлежит к ее чадам. Она стремится всех избавить от всякого зла, предавая всех и вся в руки Спасителя.