Размышления кардинала
Наши соблазны о Церкви
Как же соблазняемся мы о Матери нашей, вместо того чтобы любить ее! Среди наших соблазнов есть весьма жестокие, но явные; есть и скрытые, но более коварные. Они существовали всегда, и нашему времени свойствены свои особенные соблазны.
Что не стоит делать говоря о Церкви
Церковь, весь этот комплекс разнородных частей не следует просто терпеть как нечто неизбежное, и тем более — канонизировать целиком, но преданно, а не просто на словах, принять его. Не существует «частного христианства», и, принимая Церковь, принимаешь ее такой, какая она есть, как в земной и повседневной ее жизни, так и в ее вечной божественной основе, ибо ни в теории, ни на практике разделение невозможно. Чтобы любить Церковь, нужно, победив в себе все противоречия, полюбить ее в цельной ее традиции, и погрузиться в ее, так сказать, массовую жизнь, подобно зерну, погруженному в землю. Необходимо также отвергнуть тонкий яд мистических или философских учений, стремящихся занять место католической Церкви или предлагающих себя ей в замену. В католицизме человек теряет себя, чтобы затем вновь обрести. Без этого тайна спасения нас не достигнет и не преобразит. Нужно довести до логического конца идею Воплощения, соединяющую Божество с человеческой немощью. Дабы обладать сокровищем, нужно иметь «глиняный сосуд», в котором его носят и откуда оно может исчезнуть. Необходимо принять то, что апостол Павел, познавший различные искушения, называл «простотой во Христе», необходимо без оговорок войти в «стадо Господне». Иначе говоря, смирение, необходимое для того, чтобы иметь часть во Христе, влечет за собой смирение, необходимое для того, чтобы искать Его в Его Церкви и обрести, подчинив мудрость «братолюбию»: