Размышления кардинала
Наши соблазны о Церкви
Как же соблазняемся мы о Матери нашей, вместо того чтобы любить ее! Среди наших соблазнов есть весьма жестокие, но явные; есть и скрытые, но более коварные. Они существовали всегда, и нашему времени свойствены свои особенные соблазны.
Все это низменно
. Но «этой низменности сопутствует сила». Именно ей, и ничему другому. Идеал сообщества, членом которого видит себя высший человек, кажется ему выше и чище лишь потому, что он является плодом его собственного воображения. Пусть он ищет в нем средств для развития богатой, гармоничной и могучей личности, путей объяснения Вселенной или трамплина для выхода из узких границ человеческой природы, в любом случае этот идеал бессилен даже на йоту изменить его душу. При всей своей внешней возвышенности, мысли высшего человека служат лишь зеркалом, дающим ему возможность любоваться своим собственным отражением и удерживающим его в путах тщеславия. Они дрпускают идола в его сердце, и, поклоняясь идолу, он поклоняется небытию: будь это Нечто, которое достигается лишь полным исключением Бытия, или Универсальная Возможность, из которой должны произойти все виды бытия... Id vanitate sentit humana, non veritate divina (Что чувствует суетность людская, не есть божественная истина). Увы, мы слишком хорошо знаем, что стать католиком, и католиком воинствующим, не значит автоматически достичь святости: более того, следует признать, что даже в самых чистых и истовых из нас человеческая ограниченность часто препятствует действию Святого Духа. Но нам не менее хорошо известно и то, что самый скромный из наших святых обладает большей внутренней свободой, чем величайший из учителей мудрости. Первый в смирении говорит лишь о спасении, тогда как второй охотно рассуждает об освобождении; но легко заметить, кто из них двоих действительно «освобожден». Сколько пустых претензий сосуществует с самым благородным и чистым призванием, испорченным безрассудным началом! Не обманчивы лишь глубины, пронизанные самим Духом Святым в человеке, лишь они предлагают пространство «общей веры», которая безоглядно принимается и никогда не предается. Лишь отсюда источаются воды Силоамской купели. Лишь здесь открывается путь Господу.