Размышления кардинала
Наши соблазны о Церкви
Как же соблазняемся мы о Матери нашей, вместо того чтобы любить ее! Среди наших соблазнов есть весьма жестокие, но явные; есть и скрытые, но более коварные. Они существовали всегда, и нашему времени свойствены свои особенные соблазны.
Различай самокритику
Однако следует четко различать здоровую самокритику, пусть даже неумеренную или неловкую, и бесплодные жалобы, происходящие от потери или ослабления доверия к Церкви. Конечно, бесчестно было бы на примере нескольких прискорбных фактов очернять «достойные восхищения и безвестные старания современного христианства выявить свои недостатки, попытаться понять, полюбить и спасти все ценности, родившиеся вне его непосредственного влияния, под проливным дождем постараться собрать в мире все необходимое для начала строительства нового дома». Но для того, чтобы эти усилия не угасли и принесли плоды, необходимо следить, чтобы они не заразились никаким посторонним духом.
Бывают времена, когда признаки зла видятся людям везде, куда бы ни упал их взгляд. Это похоже на эпидемию коллективной неврастении — для тех, кто заразился, все становится предметом поношения. И это уже не просто ирония, неприятие или горечь, от которых во все времена некоторые натуры были плохо защищены. Осуждение распространяется на все без исключения. Всякое знание, даже верное, только умножает недовольство. Неправильное усвоение новых открытий, неправильное применение новых приемов дают повод говорить о подрыве традиционных основ. Духовная жизнь постепенно чахнет, ибо нет больше ничего, что представало бы в истинном свете. Подверженные этому люди считают себя здравомыслящими — и уже не могут увидеть главного. Они больше не различают, пусть даже имея их прямо перед собой, новых и новых даров неизменного и вечно нового Духа. Суждения веры становятся для них обманчивой дымкой... Так тысячами путей в душу начинает проникать уныние. Все, что могло бы вызвать подъем духа, теперь парализует его. Вера может оставаться искренней, но при этом во многом ущербной. Церковь теперь рассматривается извне, как объект суждения. Молитвенный возглас превращается в чисто житейский упрек. Это фарисейство, род внутреннего отпадения, еще неосознанного, но уже вредоносного, становится первым шагом на пути к отречению.