Размышления кардинала
Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
Соединяя в вышних все блага и совершенства
Словом, Мария «соединяет в вышних все блага и совершенства» Церкви. Все благодатные дары святых соединяются в ней, как все реки стекаются в море. «В Богоматери, вечно предстоящей Его взору, Предвечный заключил меру всего». В ней начинается Церковь — и в то же время завершается. Она одновременно и «семя» ее, и «плерома». Она — совершенная форма Церкви: in plenitudine sanctorum detentio mea (в полноте святых владение мое). Она — «обитель всех блаженных» — sicut laetantium omnium habitatio est in te (ибо всех радующихся обитель — в тебе). Мария «в Церкви — то же, что заря на небосводе», она, во всем своем «юном великолепии» — та новая вселенная, которой должна стать Церковь. Народ Божий медленно и многотрудно восходит к вершине, которой Мария достигла сразу. В конце времен Церковь, «в которой заключается красота каждой отдельной души», станет «вся прекрасна»; Мария же — «сама красота», она вся прекрасна от начала своего бытия, ее отклик на божественное предварение был всегда незамедлительным и полным, и Возлюбленный ее может сказать: «пятна нет на тебе».