Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Церковь святых

Если Церковь святых представляет собой, в той мере, в которой она уже сейчас отождествляется с Царствием Небесным, не что иное, как собрание верных, то и связь Марии с Церковью становится для каждого из нас связью Марии с нашей душой. Мария, Церковь и душа: этой триединой теме в церковной традиции посвящены одни из самых прекрасных поэтических строк. Такова проповедь Исаака Этуаль- ского, отрывок из которой процитирован нами выше. Исааку удалось объединить, не смешивая, три предмета своего сочинения условным употреблением трех определений: то, что «универсально», относится к Церкви, «специально» — относится к Марии, и «единично», то есть «индивидуально»,— к верной душе. Эти определения выбраны не случайно. Как показал о. Барре, для понимания этого выбора следует вернуться к Тиконию, к его «четвертому правилу толкования Писаний», т. н. de specie et genere (о виде и роде), использованному святым Августином и комментировавшемуся на протяжении всего существования латинской традиции. В Писании, по словам Тикония, обыкновенно species (вид) скрывается за genus (родом), как за одним членом — все тело. Это правило использовалось для определения отношения Церкви и Марии. В евангельском тексте, когда речь идет о Марии, мы видим in specie то, что позже должно осуществиться in genere; почитаем genus, так сказать, заранее собранный в species. Однако здесь мы имеем лишь два термина, что не позволяет точнее определить намеченное нами тройственное соответствие, кроме того, между genus и species нет четкой иерархии, а есть простое отношение части к целому, так что в обратном смысле можно отнести specialiter к отдельной душе то, что generaliter относится к Церкви. Отсюда потребность в третьем термине, который бы позволил определить выдающееся значение Богоматери, никак не нарушая традиционного положения о взаимовключении этих понятий. Specialis (или specialiter), таким образом, относится к Деве, в то время как верная душа определяется эпитетом singularis или наречием singulariter. Иногда для обозначения нюанса употребляется сравнительная степень: specialius. Этот новый вид распределения терминов, впрочем, никогда не был окончательно зафик-сирован, так как необходимое перенесение определения нарушает длительную традицию. Остается свобода для применения различных вариантов, однако именно с этим способом распределения терминов была найдена наиболее простая и удачная форма исповедания веры.

Hosted by uCoz