Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
Различие между specialiter и singulariter
Таким образом, различие между specialiter и singulariter кажется весьма существенным, особенно когда эти термины противопоставлены, как в труде Исаака Этуальского. В данном случае определение singulariter не направлено на выделение какого-либо отдельного существа и не свидетельствует о каком-либо особенном превосходстве; здесь это простой антоним pluraliter и может применяться в неограниченном количестве случаев. Термин singulariter обозначает всякую верную душу, какой бы она ни была: «Sicut est Ecclesiae deprecatio generalis, sic esse potest cuicuique animae fideli oratio singularis» (Каковы моления Церкви в целом, такова может быть и молитва каждой верной души в частности). Напротив, «specialiter» подчеркивает уникальность объекта. Этот термин может переводиться как «незаурядно, превосходно, высшего порядка, несравненно». Эту особенность смысла почувствовал уже святой Пасхазий Радберт, судя по его проповеди невестам Христовым, посвященной псалму, где говорилось, что эпитеты девы и супруги, обычно прилагаемые в Писании ко всей Церкви, то есть ко всякой христианской душе, им, монахиням, подобают в особенности (a titre special). Насколько же более эти слова подобают Деве Марии! «Specialis», таким образом, полностью соответствует «singularis et unica» (единственная), «specialiter» — «singulariter et superexelenter» (единственно и несравненно). Если, например, в лоне матери Небесный Жених сочетался браком с человеческим естеством, это не уменьшает «особой (speciale) славы», «особого могущества» Марии, она не перестает быть «избранной (speciale) Невестой», объектом «особого (speciale) избрания». Она «особым образом (specialement) обретает единство со Святым Духом», и это «особое преимущество» дает ей одной из всего человечества «особое превосходство». Так можно выразить мысль, совпадающую со словами Олье, когда он, желая описать исключительное совершенство Девы, вкладывает в ее уста слова, достигающие вершин поэтического чувства: «Я одна во владениях моего Супруга обошла все те небесные сферы, где должна быть обитель упокоения избранных: gyrum caeli circuivi sola (круг небес обошла одна)». Хотя и каждая праведная душа — град Божий, описание этого града «specialiter» подходит Марии. «Ave, Virgo specialist (Радуйся, Дева избранная!) — поется в средневековых гимнах. «Decus nostrum speciale, Mulierum specialis flos in caeli curia! (Избранное наше украшение, избранный цвет от жен в небесных чертогах!). Specialis et incomparabilis Virgo (избранная и несравненная Дева), называет Марию в молитве святой Ансельм. Unica Regina, specialis Virgo (единственная Царица, избранная Дева),— говорится в анонимной поэме XI в., прославляющей Марию в лице Премудрости, или, если угодно, Премудрость в лице Марии.