Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
Совпадение слов
С другой стороны, отношение определения «universaliter» (которое обыкновенно совпадает с generaliter) ко всем остальным определениям можно понимать двояко: в одном смысле слова оно включает в себя остальные, ибо универсальность заключает в себе все частности и поскольку Мария является членом Церкви, как и каждый из нас; но в другом смысле «universaliter» не может включить в себя «специального», уникального примера, истинно универсальной частности, представляющей собой в чистом виде вершину совершенства всех остальных членов: Ecclesiae totius portio maxima, portio optima, portio praecipua, portio electissima (Всей Церкви часть великая, часть лучшая, часть исключительная, часть избраннейшая). Ибо Мария может быть названа «универсальным творением». Бог вложил в нее «полноту всякого блага». Он исполнил ее благами «более, чем все то творение, из которого создана была Церковь». Он вложил в нее «в дивном избрании все царственные добродетели», которые должна принести в приданое «Его невеста, святая Церковь». Итак, Его Слово рождается в каждом христианине, как во всей Церкви: но это — образ Его рождения в душе Марии; и чтобы принести плод веры, каждому необходимо иметь в себе душу Марии, славящую Господа; в каждом должен быть дух Марии, ликующий о Господе. Три вида толкования Писания: аллегория, относящаяся к Церкви, тропология, касающаяся души, и анагогия, переносящая нас на небеса, восходят к одной вершине, возвышающейся над всеми, указывая на Единое Чудо. Если правда, что Бог собрал все благородство вселенной, чтобы соединить его в человеке, венце творения, то это случилось с Марией, воплотившей в себе все благородство духовной вселенной, называемой Церковью. Если Церковь — Храм Божий, то Мария — Святилище этого Храма. Если Церковь — Святилище, то Мария — внутри него, подобно Ковчегу. Если же саму Церковь сравнить с Ковчегом, то она — Скрижали завета, более ценные, чем все, что их покрывает. Если Церковь — Рай, то Мария — плодотворящий его живоносный источник. Она — как кедр на вершине Ливана, как роза посреди Иерихона. Она в святом Сионе как царский дворец, как башня Давидова, возвышающаяся над городом. Tu Gloria Jerusalem (Ты слава Иерусалима).