Размышления кардинала
Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
Что нужно что бы это совершить
Чтобы этот второй шаг был совершен, вовсе не нужно большого временного интервала. Со времен Оригена, с середины III века, эта трактовка была полностью принята. Комментируя Песнь песней, великий александриец сотворил один из своих шедевров. Он придал словам, прообразующим христианское миропонимание — как и христианскую любовь,— узнаваемую форму. Однако — и это явствует из его текстов, как и из текстов основанной и возглавленной им традиции,— брак Церкви и брак души представлены им рядом не потому, что тождество между ними абсолютно. Одни, как, например, Феодо- рит, Григорий Эльзевирский, святой Иуст Ургельский или святой Бруно из Сеньи, ведут речь прежде всего о первом из них. В то же самое время святой Григорий Нисский, святой Нил, или, позднее, досточтимый Луи дю Пон, а также такие авторы, как Катиус, святой Робер Беллармен, святой Иоанн Креста обращали внимание скорее на второй, и «тайна Песни» открывается ими как указание пути к совершенству. Но, так же как первый вид интерпретации не исключал распространения своей экклезиологической экзегезы в сферу души, так и второй вид не избегает возможности заимствовать элементы первой трактовки. Гийом из Сен-Тьерри разъяснил это в своем прологе со всей ясностью, какой только можно было пожелать. В произведениях святого Григория Великого и святого Бернарда, испытавших весьма сильное влияние идей Оригена, а также у других авторов в равной степени выявлены обе перспективы, и в этих случаях лучше видно, каковы взаимоотношения между ними в пределах естественной экзегезы.