Размышления кардинала
Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
Объяснение францисканца
В XVII веке это прекрасно объяснит францисканец Луи-Франсуа д'Аржантан:
«Поскольку верно, что святая Церковь есть возлюбленная Невеста Иисуса Христа, Который говорит с нею словами священной Песни, а также верно, что все входящие в эту Церковь души могут общаться с Ним как с целым, частью которого они являются,— весьма вероятно, что Пресвятая Дева, бывшая первой и благороднейшей из всех собранных в Церковь душ, заключает в себе больше, чем все прочие вместе взятые, более достойна любви и благодати Господа, чем вся Церковь целиком,— и что именно Она и есть эта Невеста, голубка единст-венная, несравненная, к которой обращена священная Песнь песней; именно по этой причине комментаторы Песни дают, как правило, три ее толкования: первое рассматривает Церковь в целом; другое — каждую душу в отдельности, и, наконец, третье, которое, очевидно, и является главным, обращено к Пресвятой Богоматери».