Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Материнство Девы

С первой из этих двух точек зрения, материнство Девы становится образом материнства Церкви. «Того, Кого Дева Мария породила, Церковь порождает поныне каждый день». «Преславная Дева,— пишет Гонорий Августодунский,— представляет Церковь, которая также одновременно дева и мать. Матерью может она назваться, ибо, плодотворимая Духом Святым, ежедневно приносит она Богу новых чад в крещении. В то же время она пребывает Девой, ибо, неприступно храня целокупность веры, она не дает ни в чем себя подточить рже ереси. Так Мария была матерью, рождая Иисуса, и Девой, оставшись непорочною по Рождестве Его.» «Одна принесла спасение народам, другая привела народы ко Спасителю. Одна носила Жизнь во чреве, другая несет ее в купели крещения. Что по плоти некогда воздавалось Марии, теперь в духе воздается Церкви: она зачинает Слово в вере непобедимой, она порождает его в духе неповрежденном, она полагает Его в душе, осененной благодатью Всевышнего». Но совершенство сходства еще полнее. Это не просто переход от плотского понимания к духовному, ибо еще перед тем, как принять Сына во чреве, Мария приняла Слово Божие девственной верой, внимая словам ангела. Et ipsa, quern credendo peperit, credendo conceperat (И та, кого верою породила, верою приняла во чреве). Поэтому, добавляет Гонорир, «все, что написано о Церкви, может также читаться и применительно к Марии»; добавим от себя: все, что написано о Марии, может тоже, в целом, читаться применительно к Церкви. Мы вскоре еще вернемся к этому основополагающему принципу:

Hosted by uCoz