Размышления кардинала
Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
О Ковчег Нового Завета
Та, в которой заключена истина нашего таинства, сосуд, наполненный вином неразбавленным, кладовая, полная хлебом истинным, в коем скрыто Божество!
Среди богословов нового времени к этому вопросу проявил особенное внимание, вслед за кардиналом Дешаном и монсиньором Лораном и некоторыми другими, Шеебен — именно он, по крайней мере, внес большую ясность в этот вопрос (хотя и не без некоторых натяжек и спорных утверждений) в своих опубликованных трудах. Уже в г. он отмечал черты общности между ролью Марии и церковного священства. В г. он говорит о плодотворной и поразительной аналогии между догматом Непорочного Зачатия, абсолютной чистоты Sedes Sapientiae (Престола Премудрости), и догматом о непогрешимости Святого Престола, абсолютной чистоте Cathedra Sapientiae (Кафедры Премудрости). Он видит столь глубокую и всеобъемлющую связь между этими двумя видами материнства, что слова о соответствии или аналогии кажутся ему недостаточными для уяснения ее. Это, по его словам, скорее «перихореза». Он вполне мог бы использовать для описания этой связи выразительное определение Серлона из Савиньи: «Maria in Ecclesia, et Ecclesia in Maria figuratur» (Мария в Церкви, и Церковь в Марии изображается).
Между ними происходит непрерывный обмен атрибутами, взаи-мопроникновение, дающее право на существование некоторой «общности идиом». Традиция дает нам множество примеров подобной общности: так, святой Беда Достопочтенный, основываясь на идеях святого Амвросия и святого Августина, называет Церковь Dei Genetri- cis (Богородицей), подобно тому, как Гильбер Фолио назовет Христа «Сыном Церкви»: ибо и сейчас, каждый день, usque hodie (даже до сего дня), Церковь приносит в мир Того, Кого некогда родила Мария; каждый раз, когда новый человек становится христианином, Христос вновь рождается, и новым непорочным рождеством Христу дается новое младенчество. Материнство Марии и Церкви в равной мере исходит от животворящей благодати Духа Святого и причастности к святой жизни.