Размышления кардинала

Церковь от Бога

Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.

Углубление в историю

Но дабы вера наша обращалась к Церкви во всей полноте ее измерений, необходимо углубиться в еще более далекое прошлое. Уже «древние патриархи принадлежали к тому же церковному телу, к которому принадлежим мы сами». Минуя завет, данный Моисею на горе Синай, и даже обетования, дарованные «отцу нашему Аврааму», следует проникнуть взором к самому началу времен. И как бы далеко ни проникал наш взор, повсюду мы видим ее, ибо, будучи «таинством человеческого спасения», Церковь тем не менее не является ни плодом «нового Божественного рассуждения», ни результатом «позднего Его милосердия». До Закона Моисеева она существовала в условиях «естественного закона». Церковь существует ab exordio saeculi («от начала времен»). Народ Божий существовал во все времена, всегда произрастал Виноградник Отца, непрестанно им возделываемый. Уже в союзе Адама и Евы был дан прообраз союза Христа с Его Церковью, тайна которого, по словам апостола, велика есть и должна раскрыться во всей полноте лишь с наступлением «полноты времен». Но сама эта идея «прообраза», как и представление о начале Церкви в лице Адама, не вполне удовлетворительна. Ведь оттого, что Иисус Христос принял земное воплощение по прошествии определенного периода исторического времени, Он не перестает быть «рожденным прежде всякой твари», как учит апостол Павел. А то, что истинно в отношении Его, истинно и в применении к Церкви, Его Супруге. Будучи предуготована, как и вочеловечение Христа, всей историей еврейского народа, имея свой прообраз в земном рае, она, подобно Ему, имеет еще более древнее начало, искать которое следует в Боге до сотворения Им мира: в Нем «она расцветала со Христом по Воле Отца, Сына и Святого Духа». Церковь сопричастнаа таинственной Премудрости, вместе с Творцом предшествовавшей всему творению. Ерму в видении Церковь предстала в обличье пожилой женщины, и Пастырь — провожатый его объяснил это тем, что «она была создана первой, прежде всего прочего». И таким образом весь мир, оказывается, «был сотворен для нее». Именно «ради святой Церкви Бог извлек из небытия живые твари и повелел им плодиться и размножаться».

Hosted by uCoz