Размышления кардинала

Церковь от Бога

Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.

Церковь во спасение

Да, если рассматривать Церковь лишь в ее видимом земном проявлении, чудесным образом установленном ради нашего спасения, можно с полным правом утверждать, что она конечна. Церковь, в таком ее понимании, действительно будет существовать, лишь покуда живы вера, на которой она держится, и «таинства веры». Она прейдет, как преходит «образ мира сего». Она конечна, как и Сам Христос пожелал быть конечным в Своем земном воплощении, ограниченном во времени и пространстве, и более того, желает вечно оставаться конечным, будучи для нас «Путем». К Церкви применимы слова, произносимые обыкновенно в связи с Иисусом Христом и как бы противоречащие сказанному нами чуть выше: propter nos homines et propter nostram salutem («нас ради человек и нашего ради спасения»). Или же, воспользовавшись выражением Пия XI: «Не люди созданы для Церкви, но Церковь для людей». Подобный взгляд выделяет в Церкви аспект некоего средства, а любые средства, как известно, временны. Но одновременно этим и подчеркивается, что в христианстве личность никогда не была полностью подчинена никакому коллективному организму, никогда не приносилась в жертву коллективным интересам, как то предписывают многие гуманистические социальные теории; в христианстве личность не поглощается, но, напротив, прославляется.

И все же, на самом деле преходит не Церковь, преходит «образ ее», тот образ, в котором она в настоящее время предстает нашим взорам. Ибо что есть конец Церкви, как не конец составляющих ее личностей; но эти последние находят в ней не конец, а полный свой расцвет. То есть описанный нами взгляд на Церковь очевидно неполон, и не стоит на нем слишком долго задерживаться.

Hosted by uCoz