Размышления кардинала

Церковь от Бога

Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.

Вера истинная

Если Церковь названа святой и католической, то именно потому, что вера ее истинна. И как же может утверждать она, что верует в саму себя? Древние говорили о fides ecclesiastica ( «церковной вере»), но она не имеет ничего общего с концепцией «церковной веры» (foi ecclesiastique), возникшей в новейшую эпоху в качестве опровержения янсенистских уловок. Древние под «церковной верой» понимали просто «веру Церкви», то есть веру, дарованную ей Господом, на которой она зиждется и которою утверждается, веру, которую каждый из нас исповедует лишь мысля себя в единстве со всей Церковью и которой сам всегда приобщен лишь отчасти. Это вера совершенная и «несокрушимая», «от века полная», «всегда та же, ничем не возмутимая», вера ревностная, неколебимая, как Крест Христов, неподвластная соблазнам, не ведающая «ни колебаний, ни сомнений», никогда не ослабевающая; вера живая и «животворящая», плодоносящая во всем мире, вера, от которой возгорается и в которую вливается вера каждого отдельного человека, которая веру каждого отдельного человека питает и поощряет. И потому, когда кто-то из нас говорит: «Верую в Бога», он произносит эти слова, непременно находясь в Церкви и в зависимости от Церкви. «Изложенное в символе исповедание веры всегда произносится как бы от лица всей Церкви». Как бы «неопределенна» ни была вера того или иного человека и как бы далек он ни был от того состояния духа, о котором говорится в приведенных нами выше словах Фавста из Риеца, он, тем не менее, с полным основанием может утверждать, что верует,— может уже в силу своей принадлежности к Церкви, дозволяющей ему говорить in persona Ecclesiae («от лица Церкви»); вера же того, кто, напротив, сознательно отделяет себя от Церкви, недействительна. В то же время наше предопределение во Христе есть предопределение Церкви — именно так писал об этом апостол Павел. Явлениям сверхъестественной реальности христианин причастен «ut membrum Ecclesiae», «ut pars Ecclesiae» («как член Церкви», «как часть Церкви»). Каждого из нас Христос любит по-своему, к каждому из нас обращается, как Господь обращался к Моисею: «Я знаю тебя по имени»,— но любит Он нас не по отдельности, а в Церкви Своей, ради которой Он пролил Кровь Свою. И, наконец, участь наша свершается лишь во всеобщем спасении Церкви, «Матери единства».

Hosted by uCoz