Размышления кардинала

Церковь от Бога

Церковь, говорят нам они, не есть Бог, но «Церковь Божия». Она Супруга Его неразлучная, служащая Ему верой и правдой. Она — Обитель Бога нашего, в которой Он встречает нас, дабы простить нам грехи наши.

Измерения тайны

Остановимся на трех словах — всего лишь трех — посвященных Церкви в Апостольском символе веры: sanctam Ecclesiam catholicam. Оставим пока в стороне первый эпитет — «святая», хотя он и является наиболее древним. «Католическая Церковь» — первоначально это словосочетание означало не что иное, как «Вселенское Сообщество», то есть возвышающуюся над временем и над пространством совершенную общность всех тех, кто уверовал во Иисуса Христа как в Спасителя своего и через Него связал себя с Богом. «Una fidelium universalis Ecclesia» («Единая вселенская Церковь верных»), как было сформулировано в 5 г. на четвертом Латеранском соборе. «Ecclesia catholica, id est universalis» (Церковь католическая, то есть вселенская) — разъяснял св. Фома. А составитель «Мученичества Поликарпа», относящегося ко II веку, называл Господа Нашего Иисуса Христа «пастырем по всей земле Церкви вселенской».

Следуя св. Фоме Аквинскому и многим другим авторам, под словом «Церковь» надо понимать необъятный организм, который заключает в себе наряду с человечеством и ангельские воинства и простирается на все мироздание в целом. Но и понимаемая не в таком расширительном толковании, «Церковь Божия» в принципе не может знать никаких границ «ни во времени, ни в пространстве». Она открыта всем, пополняется отовсюду, «принимает в объятия все человечество». Уже в первый день своего существования, будучи еще целиком заключенной в стенах иерусалимской трапезной, она, через чудо языков, распространилась средь всех народов мира. Она знала тогда уже, что все пределы земли и все народы даны во владение ей. Едва встретившись с понятием ойкумены, Церковь сделала его своим понятием. Ничто не может положить предела ее распространению, никакие границы, ни географические, ни социальные. Не останавливают его и границы видимого мира, ибо по давно уже устоявшейся терминологии Церковь разделяется на три непрерывно сообщающиеся между собой части:.Церковь воинствующую здесь, на земле, чающую или страждущую в Чистилище и уже торжествующую на небесах, где торжество ее еще неполно; а полным станет оно с торжеством Церкви всей в целом в день славного пришествия Господа ее.

Hosted by uCoz