Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Сомнение в пути традиций

Первым, без сомнения, на пути древней традиции вернулся в первой половине прошлого столетия Иоганн-Адам Мёл ер, — как автор не только «Единства», но и «Символики». Важнейшим источником вдохновения Мёл еру служили писания Отцов Церкви; кое-чем он также был обязан Фенелону. Позже он увлек за собой группу иезуитов римской коллегии. Жан Перрон, защищавший Мёлера в г., познакомил с ним своих воспитанников. В — гг. Карло Пассалья уделил теме «мистического Тела» центральное место в своем объемном трактате De ecclesia Christi («О церкви Христовой»), наполненном еще не остывшим жаром патристики. Клемент Шрадер, который одно время тесно сотрудничал с Мёлером, и Жан-Батист Фран- зелен, самый выдающийся из его учеников, двинулись по его стопам. Один из их последователей, Маттиас-Йозеф Шеебен, «человек гениальный» и умерший слишком рано — как и сам Мёлер,— с надлежащей глубиной изложил понимание тайны Церкви как Тела Христова в своей книге «Тайны христианства» ( ). Впоследствии в этой книге отмечали «некоторую недостаточность богословской ясности в изложении соотношения между мистическим телом Церкви и ее иерархической структурой», что не мешает отнести ее в целом к здоровому направлению экклезиологической мысли. Но направлению этому, надо признать, в целом следовали немногие. Когда на Ватиканском соборе была оглашена «схема», несомненно в основе своей составленная Шрадером, первая часть которой была озаглавлена «Ecclesia est corpus Christi mysticum» («Церковь есть мистическое тело Христово»), многих отцов-участников смутила такая формулировка. Значительное их число выступило против нее. Кое-кто, вспомнив злоупотребления янсенистов на синоде в Пистойе, даже стал опасаться, не кроется ли в ней поощрение ереси.

Hosted by uCoz