Размышления кардинала
Наша эпоха
Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.
Церковь без «разделения и смешения»
Не станем, подобно Шрадеру, говорить, что она обладает видимым социальным аспектом, будучи иерархическим сообществом, и аспектом мистическим, будучи Телом Христовым. Ведь именно внутри ее самой, прежде всего взятой в ее незыблемом единстве, в пределах самого мистического Тела только и позволено распознавать составляющие ее элементы и выделять аспекты, в которых можно ее рассматривать. Ибо единство ее неоднородно, и богатство многообразно. Circumdata varietate ([Она] окружена разнообразием). Здесь достаточно материала для целого трактата о Церкви. Мы же ограничимся выделением того, что представляется нам основополагающей двойственностью аспектов, исходя из которой проясняются и корректируются многие другие различия, отклонения приходят в норму, а принадлежащие Преданию тексты, на первый взгляд противоречащие друг другу, приводятся друг с другом в соответствие.
Эта двойственность аспектов заключена в самом слове Церковь, «в слове, исполненном тайн».