Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Наша Церковь Свята

Мы исповедуем веру в то, что наша Церковь свята — credo sanctam Ecclesiam, — и в то, что она — Церковь святых Ecclesia sanctorum: так говорится не оттого, что будто бы возглавляют ее только праведники и в лоне ее совсем нет грешников, но потому что, в силу своей связанности с Тем, Кто Един Свят, она с одной стороны является Церковью освящающей, а с другой — Церковью освященной Духом Святым, или Церковью освященных, то есть тех, кто был «призван к святости» и обрел ее во Христе. Она дает крещение к новой жизни и сама получает его. Церковь представляет собой иерархическое сообщество, отдельные члены которого на основании выбора, производимого не одним только Богом, «облекаются священной властью», дабы продолжать меж нами дело Христа; но она также и сообщество благодати, в котором есть и иная «иерархия», иерархия сугубо внутреннего порядка, создаваемая исключительно божественным выбором, иерархия святости. Церковь — это сила примирения, но одновременно и семья всех примиренных. Она есть двуединая тайна общения и сообщества: через общение в таинствах она является сообществом святых. Она и рвчарня, она и стадо. Она и мать, она и народ: мать, рождающая нас к божественной жизни, и собрание всех тех, кто, в той или иной степени соучаствуя этой жизни, составляет «Народ Божий». То есть Церковь — это одновременно и мать наша, и мы сами; и материнское лоно, и некое братство.

Принимая в расчет как первые, так и вторые части этих отражающих закономерную двойственность подхода к Церкви определений, мы в обоих случаях можем называться членами Церкви; однако в применении к первой части каждого их них мы являемся также детьми и подданными ее. Само имя: Супруга, выражающее ее тесный союз со Христом, предполагает два понимания: с одной стороны, это Сила, причастная величию и святости Христовой, через которую осуществляется Его власть и распределяется благодать Его, с другой же — заблудшая овца, возвращаемая добрым Пастырем на плечах Его; совокупность человеков, некогда пребывавшая в нищете и рассеянии, вывести которую с «извилистых путей» ее пришел Христос и которую, вернув ей целомудрие поцелуем Своим, Он сделал чистейшей супругой Духа Своего; униженная узница, которую Он освободил от оков дьявольских и ввел в Землю Обетованную; грешница, простирающаяся ниц у ног Его, дабы омыть их и самой восстать очищенной; нестойкая супруга, которую Он непрестанно удерживает от духовного блуда, ежечасно очищая и приходя на помощь, как о том поется в литургии Благовещения: «Hodie caelesti Sponso juncta est Ecclesia, quoniam in Jordane lavit Christus ejus crimina» («Ныне с Женихом небесным сочеталась Церковь, ибо в Иордане омыл Христос грехи ее»).

Hosted by uCoz