Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Рассуждения о точках зрения

Как мы видим, два рассмотренных нами аспекта совершенно несводимы один к другому, что, однако, ни в коей мере не делает их взаимосвязь менее тесной. Каждый из них необходимо подразумевается другим; сущностное тождество, сохраняющееся с изменением точки зрения, неоднократно находило себе выражение в парадоксальных формулировках. Так, к примеру, говорят, что Церковь есть одновременно и Супруга Христова, и дщерь Его. Или же, как говорил святой Амвросий, опираясь на мысль Оригена: та Церковь, что некогда пребывала во грехе, спасается чадородием в вере и любви. «Церковь каждодневно рождает Церковь», — писал святой Беда Достопочтенный. В пределах одного и того же параграфа святой Кирилл Александрийский определяет Церковь и как «мать верующих», и как «множество» или «стадо верующих».В том же ключе развивается и мысль, выраженная в парижском освятительпом гимне, в котором воспевается материнская власть той, кого Супруг извлек из былого бедствия:

Christus enim, norma justitiac, Matrcm nostram desponsat hodic, Quam dc lacu traxit miscriac, fxclcsiam!

(Ибо Христос, мерило справедливости, Ныне берет в супруги мать нашу, Которую извлек из пучины бедствий,— Церковь!)

В то же самое время мы видим также, что в каком-то смысле между ними существует и односторонняя обусловленность: пет детей без матери; пет народа без руководящих им; пет святости без явленной в действии освящающей силы; пет единства в божественной жизни без ее источника, пет «сообщества святых» без общения в таинствах. Ecclesia una est, cujus sanctitas de sacramentis colligitur (Церковь едина, и святость ее заключена в таинствах). Равным образом, без иерархической организации не может создаться организованного собрания. Наконец, используя два слова, противопоставление которых часто встречается в сфере социальной философии и даже порой становится там объектом злоупотребления, по которые все же, с необходимыми поправками, применимы и к Церкви, пет состоявшейся общности (Gemeinschaft) без общества (Gesellschaft), в котором и посредством которого она только и может состояться.

Hosted by uCoz