Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Донатисты

Мы ни в коем случае не можем вслед за донатистами представить себе некой группы «совершенных», святых по предопределению,. Церковь — тут, на земле, и она всегда была и останется до самого конца смешанным сообществом, подобно пшенице, еще не отделенной от плевел, ковчегу с тварями чистыми и нечистыми, кораблю, который неразумные пассажиры его едва не обрекают на крушение. Критерий принадлежности к мистическому Телу, то есть к Церкви, не определяется из понятия справедливости, будь то справедливость божественная или человеческая. Благочестивые и обладающие доброй волей «неверные», так же как и христиане иных конфессий — чье положение все же отлично от положения «неверных», лишь «предназначены» Церкви, «в силу некоего стремления и неясного желания», но не могут быть названы ее членами в полном смысле этого слова, reapse (в действительности). А с другой стороны, грешники, не отрекшиеся от Церкви, продолжают реально составлять часть ее, и мы знаем, что ведь их в ней подавляющее большинство. Не живя по Евангелию, они тем не менее все еще по-церковному в Евангелие верят, и эта связь, безусловно недостаточная для того, чтобы быть определяющей в Церкви, удерживает, даже до предела истончившись, этих грешников в звании ее членов, пусть «увечных», «сухих», «гниющих» и даже «мертвых». Святая Церковь долготерпелива к ним. Что же до лучших ее чад, то сами по себе они могут лишь вступить на путь, ведущий к святости, и святость их всегда будет непрочной. Зла мира сего надлежит бежать, ища защиты в милосердии Божием. Римский катехизис непрестанно напоминает нам со времен Тридентского собора, что Церковь, которая есть все мы без исключения, каждодневно должна повторять: «Dimitte nobis debita nostra» («Оставь нам грехи наши»), каждодневно должна она молить Господа своего о милости и придании сил. Каждый день на этой земле для нее есть день очищения; до тех пор каждодневно должна она омывать одежды свои в Крови Агнца, «пока не будет очищена огнем небесным и восхищена к Богу».

Hosted by uCoz