Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Святой Фома о роле таинств

Как мы видим, приходится констатировать чрезвычайную распро-страненность материально-плотского подхода к реалиям веры. Приходится видеть обильные плоды, принесенные иллюзиями, которые безусловно вредят чистоте веры. На самом же деле, как настаивал святой Бонавентура, в отношении горнего Иерусалима неуместны любые аналогии с устройством земного правления: dicendum, quod est simile («следует говорить о том, что [это] не является подобным»). Как в этой же связи учил Фома Аквинский, порядок таинств и их «свойства» всецело принадлежат «богослужению Церкви нынешней», а рассматриваемые в свете грядущей славы, уже не как действия, соответствующие современному состоянию Церкви,— таинства утрачивают свои сакраментальные «свойства», ибо являются принадлежностью «внешнего выражения культа, которое не перейдет в Новую Родину, где ничто больше не будет представлено в своем облике, но все лишь в обнаженной истине». Выражаясь таким образом, св.Фома ни в коей мере не умаляет ни роли таинств, ни их могущественной действенности — он только уточняет представление о природе и сфере применения таинств. Объявить таинства соотносящимися с условиями нашего временного бытия, бытия «странников» («viatores»), отнюдь не значит потрясти основы законной власти. Да и какие можно помыслить себе властные функции, осуществляемые тогда, когда «Бог будет все во всем»? Бог возложил на плечи иерархии власть над «телом Церкви воинствующей», но не более того; и посягает на иерархический принцип тот, кто, пребывая во времени, заявляет о своей способности неким образом освободиться от условий временного бытия, а не тот, кто напоминает об ограниченности этого бытия самим временем. «Храмовое же богослужение, которое придает Церкви ее видимость, является важнейшей ее принадлежностью до воскресения».

Hosted by uCoz