Размышления кардинала

Наша эпоха

Эпоха наша счастливо преодолела тот спиритуализм, который был ближе к духу платонического дуализма, чем к духу Евангелия. В наше время достигнуто лучшее понимание догмата воскресения мертвых — в нем уже не пытаются видеть лишь простое раскрытие идеи природного бессмертия, не привносящее в нее существенно нового содержания.

Два образа единой Церкви

Как мы уже видели, в размышлениях о Церкви необходимо уметь не поддаться соблазну опасных и вредных противопоставлений. С одним из таких противопоставлений мы разобрались в предыдущей главе, о других речь пойдет ниже.

Всегда, во все времена находились умы, одержимые фантазиями или не желающие нести обязанностей, налагаемых принадлежностью ко вселенскому единству; они стремятся противопоставить той видимой Церкви, временной и иерархической, какая пребывает меж нами, какую-то невидимую Церковь, всецело «внутреннюю» и «духовную», некое «светоносное сообщество Божие, рассеянное по всей Вселенной». Якобы только об этом обширном communio sanctorum, об этом идеальном месте, где встречаются все христианские общины и все блаженные души, единственно и можно говорить как о Церкви Божьей. Якобы только она от Бога, якобы только она может служить предметом веры. Другая же, «телесная», есть не более чем «дело рук человеческих». Да и в самом деле, разве не ограничена она и не подвержена частым неизбежным смутам? Разве не знает ее история фатальных расколов на враждебные друг другу группировки? И наконец, необходимость поддержания в ней порядка не оборачивается ли торжеством человеческого образа правления, не имеющего ничего общего с евангельским идеалом святости?

Hosted by uCoz