Размышления кардинала

Учение Апостола Павла

Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.

Павлова метафора

Павлова метафора, таким образом, обладает двойным значением, что позволяет привязать к ней два взаимодополняющих представления, содержащихся не только в посланиях апостола, но и во всех остальных новозаветных текстах. В ней, так сказать, объединяется и сплетается воедино все, что в Библии говорится о Церкви. «Тело Христово» — это и тот Дом, что великий Зодчий воздвиг на камне веры Петра, где каждый находит пристанище и место себе; но и та Лоза, чьи ствол и ветви питаются одним соком. С одной стороны, оно есть «всеобщее единство»; все составляющие его христиане, «уподобленные Христу, суть Едино»; в отличие от Господств и Сил, покоренных под ноги Его, «Церковь едина с Ним», и главенство Его над нею есть главенство освящения и любви. Христос «утверждает Церковь, живет в Церкви»; Глава «соприроден прочим членам, которым Он сообщает силу, которые приводит в движение», и поэтому сами слова «Церковь» и «Христос», как мы видим уже у апостола Павла, оказываются взаимозаменяемыми: благодаря этому вполне оправданными являются и выражение «мистический Христос» и парадоксальный афоризм свя-того Августина: «Христос проповедует через Христа». С другой же стороны, у этого Тела есть Глава, отличная от него, господствующая над ним, направляющая его верования, сама не являясь субъектом веры, представляющая собой командный орган, что обуславливает существование между телом и головой отношений подчиненности. Церковь не покорена своим Главой, но подчинена Ему. Не переставая мистически править ею и направлять ее, Христос дал Церкви власть править и направлять видимым образом «через тех, кто замещает Его на земле; ибо со времени славного Его Вознесения Церковь покоится уже не только на Нем, но и на Петре, как на всеобщем зримом основании».

Hosted by uCoz