Размышления кардинала

Учение Апостола Павла

Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.

Священство епископов и священников

Священство епископов и священников, вместе составляющих ordo sacerdiotalis (чин священнослужителей) или ordo ecclesiasticus (чин церковнослужителей), не обладает какой-то высшей значимостью в смысле причастности христиан благодати Христовой. Оно не есть, если можно так выразиться, какое-то сверхкрещение, создающее каких-то сверххристиан, хотя облеченные им и получают как следствие его определенные дары благодати, а также призываются к новому совершенству: imitamini quod tractatris («подражайте тому, о чем говорите»). Христианству всегда была совершенно чужда дифференциация членов внутри сообщества, подобная той, что бытовала в манихейских и гностических сектах: в нем не существовало разделения ни на классы «душевных» и «духовных», ни на «внимающих» и «избранных», ни на «верующих» и «совершенных». Вне всякой зависимости от занимаемого положения и исполняемых обязанностей все христиане, и первым сам Христос, подчиняются общему для всех духовному закону. Все соучаствуют одной жизни, все пользуются одной благодатью и одними таинствами, стремясь к одному завершению; «все получают одно величие и одно избранничество, сообщаемые драгоценней Кровью Христовой». Все в равной степени принадлежат «братству», «ибо нет лицеприятия у Бога». Нет в христианском сообществе и различий, характерных для ветхозаветной Икономии. Некогда только священнослужители имели священные одежды, в которые должны были облачаться при торжественных церемониях,— все же принявшие крещение облечены во Христа и получают помазание, которого прежде удостаи-вался один только первосвященник. Только первосвященник имел право раз в год входить в Святая святых, а нам теперь Кровию Иисуса Христа открыт туда свободный вход. В то время как Моисей восходил на Синай в полном одиночестве, «к горе Сиону» приступают все верующие во Христа. Теперь «единое священническое тело Церкви питается единым Хлебом», тогда как раньше только потомки Аарона могли дотрагиваться до священных хлебов. Верные могут называться священниками не только в силу своей подчиненности второму священству, как это полагали некоторые богословы. Подобное предположение немедленно разбивается о стойкую традицию и опровергается историей понятийного языка христианства. Вопрос стоит не о некоей высшей степени «внутреннего священства», присущего всем без исключения христианам, но о «священстве внешнем», закрепленном за немногими; об «обязанности», возложенной на немногих в целях свершения ими «внешнего жертвоприношения». Onus Diaconii, Onus Presbyterii, Onus Episcopatus (Иго Диаконства, Иго Пресвитерства, Иго Епископства). Внутри «всеобщего священства» для исполнения особых функций или, как говорил святой Лев Великий, для «особого служения» существует «священство частное», которое называют еще «служительным священством».

Hosted by uCoz