Размышления кардинала

Учение Апостола Павла

Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.

Совершение Евхаристии

Совершение Евхаристии — вот первейшая прерогатива церковной иерархии, «служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». Освящать тело Христово, продолжая тем самым дело Искупления, приносить «жертву благодарения», которая одна только любезна Спасителю — таково «самое священническое из ее действий», таково главное проявление ее власти. В нем, как мы видели, священство объединяется со всем христианским народом, и именно в таком смысле следует понимать святого Льва, говорившего, что первосвященничес- кое помазание «достигает самых дальних пределов тела Церкви». Но от этого ее роль в свершении Евхаристии именем Христовым ни в коей мере не перестает быть «первой и величественнейшей из ее функций». Чтобы осознать роль священства, то есть чтобы понять Церковь, нужно созерцать его в совершаемом им действии.

Все мы находимся в пути к небесному Престолу для участия в вечной Литургии. Отныне Народ Божий становится «богослужебным сообществом». Само слово «Церковь», как мы видели, означает собрание. Это великое собрание никогда не теряет истинного единства. Но, как того требует сакраментальная сущность этого собрания, его незримое единство должно быть видимо обозначено и устроено. Можно также сказать, что его непрерывное существование включает моменты особой важности. Никогда оно не оправдывает своего названия в большей мере, чем когда где-либо Народ Божий стекается к своему Пастырю для совершения Евхаристии. Тогда в месте этом присутствует не отдельная клетка огромного тела, но, воистину, все тело в целом. Церковь присутствует во многих местах, но от этого церквей не становится много. Вся Церковь в целом представлена каждой из своих частей: in pluribus una, et in singulis per mysterium tota («во многих — одна, и в отдельном чрез таинство исполнена»). Каждый епископ собирает воедино свое стадо: sacerdoti suo plebs adhaerens, sacramentis caelestibus cohaerens («народ, держащийся своего священника, сопричастен небесным таинствам»). Но сам епископ при этом пребывает «в мире и общении» со всеми, кто в других местах приносит ту же единую жертву и поминает его так же, как и он поминает их. Они и он образуют собой единый епископат, который в свою очередь пребывает «в мире и общении» с первосвященником римским, наследником Петра и видимой связующей силой единства. И через эту связь все верные суть одно. Все они смиренно молят Господа, «Наставника мира и согласия», за свою святую и католическую Церковь. Они просят Его хранить ее, даровать ей мир и единство, править ею по всей земле. Это происходит в начале мессы, в священный момент приготовления Церкви к совершению Евхаристии.

Hosted by uCoz