Размышления кардинала

Учение Апостола Павла

Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.

Искупление через жертву

Quoties hostiae commemoratio celebratur, opus nostrae redemptionis exercetur (При каждом воспоминании жертвы снова и снова совершается дело нашего искупления). Таков смысл литургического действа, выраженный словами богослужения. Мы причастны дару единства тогда лишь, когда всеми тайниками души присоединяемся к этому делу искупления, когда свободно принимаем первый из плодов пролитой Крови — «оставление грехов», когда умираем для себя и отрекаемся от разделяющего нас всех зла. Без всего этого нам остается лишь жалкое подобие искомого сообщества. Не будем также забывать, что тайна Евхаристии являет нам непременное указание — и даже больше, чем указание,— на тайну Креста. Mortem Domini annuntiabitis, donee veniat (Смерть Господню возвещаете, доколе Он не придет).

Церковь как Евхаристия есть тайна единства,— одно и то же таинство, неисчерпаемое в своем богатстве. И та и другая есть Тело Христово — одно и то же Тело. Желая быть верными евангельскому учению, как оно понимается Преданием, желая не утерять ни крупицы его богатства, мы должны стремиться не допустить ни тени расхождения между этими двумя понятиями. И с тем большим основанием нельзя видеть в экклезиальной символике Евхаристии всего-навсего «вторичный смысл» или, как выражался когда-то кардинал дю Перрон, некое «второстепенное духовное содержание», какую-то «косвенную побочную доктрину». В толкованиях Отцов нельзя, подобно авторам «Perpetuitas», усматривать простое «нравоучение», призванное «укрепить благочестие паствы», уже однажды «просвещенной о сущности веры». Надо попытаться понять каждую из этих двух тайн в свете другой, так, чтобы проникнуть до той глубины, где достигается их единство.

Hosted by uCoz