Размышления кардинала

Учение Апостола Павла

Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.

Срдедоточие Церкви

Теперь же наше внимание должно обратиться к следующим двум моментам: к отношению, установленному апостолом Павлом между учением о Церкви и учением о Евхаристии, и к сравнительно позднему добавлению эпитета «мистическое» к выражению «Тело Христово». Моменты эти тесно взаимосвязаны. Внимательное их рассмотрение позволит нам проникнуть в самое сердце тайны Церкви.

Во времена первых христиан вопрос стоял о «духовном теле» или о «великом теле» Христовом; о «пленарном теле», теле «вселенском» или «всеобщем»; об «истинном и совершенном» теле, «мистической Главой» которого является Христос, а «мистическими членами» — христиане. Тогда же говорили о сонме праведных как о «мистической Церкви», а также о «тайне Тела Христова», о «мистическом единстве» верных в составе Тела Христова. И только в Средние века (точнее, во второй половине XII столетия) само Тело Христово, которым является Церковь, стали называть «мистическим». Ранее это определение при-меняли к Евхаристии, теперь же с его помощью Церковь стали отличать от Евхаристии, как Христа в Его земной жизни и во славе.

Hosted by uCoz