Размышления кардинала

Учение Апостола Павла

Два образа Церкви в ее нынешнем состоянии определяются именно учением апостола Павла о Теле Христовом. Конечно же, ни одно из используемых в Писании выражений не должно специально удаляться из поля зрения.

Mystici Corporis

Эпитету этому не стремились приписывать точного значения. И вправду, не достаточно ли просто отдавать себе отчет в том, что понятие «мистического» состоит в оппозиции к понятию «естественного»? «Мистическое тело» есть сверхъестественный организм, который следует мыслить по образу тела природного, но одновременно и по контрасту с ним. Такое объяснение очевидно и в общем правильно. Оно обладает тем явным достоинством, что подводит нас к основополагающей аналогии с человеческим телом, из которой исходит и которую развивает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам и в Послании к Римлянам. Следуя примеру апостола, к ней часто прибегал и святой Фома Аквинский. «Вся Церковь — писал он,— есть одно мистическое тело, подобное природному телу человеческому, которому каждый из членов служит по-своему», или еще: «Христа называют Главой Церкви, уподобляя голове природного тела». Далее в другом месте он показывает также и принципиальные различия в рамках этой аналогии. На той же аналогии построена и энциклика Mystici Corporis.

Однако апостол Павел не ограничивается простой аналогией с неким телом. Ею также не ограничиваются ни святой Фома, ни прочие авторитетные свидетели Предания Церкви, а энциклика Mystici Corporis по следам энциклики Satis cognitum папы Льва XIII предостерегает тех, кто пожелал бы остановиться на ней. «Надлежит,— уточняется в ней,— называть Церковь не просто каким-то телом, но телом Иисуса Христа»; и далее, с новой настойчивостью: «Если мы сравним мистическое тело с тем, что называют телом духовным, выявится разница большая, важная и крайне принципиальная».

Hosted by uCoz