Размышления кардинала

Церковь в мире

Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.

Люди духа

В самые различные эпохи и среди «людей духа» находились такие, у которых власть церкви вызывала беспокойство и с которыми Церкви приходилось выражать несогласие. Мы, безусловно, не включаем в их число святых, неизменно звавших ее к евангельским добродетелям. Те же, о ком идет речь, вдохновлялись неким высоким идеалом и считали, что служат чистоте Евангелия тем, что поставили под сомнение сами условия действенного присутствия Церкви в мире. Из них многие, невзирая на крайность своих суждений, могли порой выступать в роли подлинных пророков, а в их действиях «истинное и ложное реформаторство» могли тесно переплетаться между собой. Они часто ополчались против таких действительно серьезных злоупотреблений, не замечавшихся до того благодаря тайному сговору или же просто-напросто в силу застарелой привычки, как пристрастие к роскоши, любостяжание двуличие в политике, использование средств духовной власти для достижения земных целей... Выдвигаемые против них аргументы, как правило, бывали неубедительны, а то и откровенно беспомощны. В конце концов, они могли оказаться просто жертвами людей, их самих отнюдь не стоящих. Но от всего этого их принципиальная непреклонность не становилась более осмысленной. Повинуясь логике, не понимая ее сути, но чувствуя ее последствия, явившиеся с распространением лютерова учения, такие люди с готовностью искали у князей поддержки, а в более суровые времена и убежища. Предписывая римскому Понтифику «ограничиться сугубо духовной миссией», в рамки которой «входили бы лишь проповедь и отпущение грехов», и «позволить императору быть подлинным императором», они пользовались двусмысленными формулами в несвойственном им ограниченном смысле. Считая, что трудятся во имя христианского совершенства, они на деле приносили пользу тем, в кого оно вселяло страх; оказывались подручными у полчищ императорских и королевских законников, искавших способа одолеть воплощенную в Церкви духовную власть ради того, чтобы восстановить в божественных правах светских князей. Они фактически оказывали моральную поддержку деятелям, неустанно выискивавшим в античной системе права оружие, которое можно было бы обратить против Папства и одновременно — против свободы народов.

Hosted by uCoz