Размышления кардинала

Церковь в мире

Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.

Духовная ловушка

Стремящегося к освобождению ожидает тонкого свойства ловушка — ловушка сугубо внутренней духовности. Окружающий мир может предстать его взору бренной иллюзией и умалением бытия, «местом фатального круговращения» зла и небытия. Отвернуться от мира сего, оставить его в его суетности, порвать с общностью людей, в одиночку искать убежища в духе,— о соблазне, которым чревата подобная настроенность, свидетельствует опыт мистики. Сосредоточенность на собственном «я», возврат к «исконному состоянию», стремление постигнуть свой внутренний мир, поиски того «центра», в котором «я» совпало бы с единственной Сущностью,— какой же урон несут души тех, кто уверен, что преуспеет во всем этом! Даже и в рамках христианства душа взыскующего «внутренней жизни» может испытать подобный соблазн. Благодаря же Церкви мы минуем его. Да, она тоже зовет нас к внутренней духовности, устами всех своих отцов и учителей духовной жизни повторяет нам, что душа наша создана по образу Божьему, что она возвышена и возвеличена как вмещающая Бога, что «войти в нее — то же, что войти в Божественную истину», «что сокровища сердца и сокровища неба — одно, и доступ к ним открывается чрез одни врата». Церковь настаивает на необходимости методичных упражнений в духовной жизни, не считая, что всякая «техника» обязательно вступает в противоречие с верховным приматом Благодати. В сфере духовной жизни ей гораздо более претит самоволие, которое, как правило, идет на пользу посредственностям или же благоприятствует иллюминизму. При этом, однако, она выводит нас из порочного круга сугубо внутренней духовности. Самим фактом своего существования в виде тела в одно и то же время мистического и видимого Церковь сокрушает иллюзии единоличной и развоплощен- ной духовной жизни. Продолжая развивать перед нами педагогику Спасителя,— отнюдь не посвящая нас в какие-то приемы интериори- зации и не открывая каких-то секретных путей умственной сосредоточенности,— она побуждает нас снова и снова, словом и делом повторять: «Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!» Снова и снова напоминает она нам о необходимости осуществления общественного призвания как неотъемлемой части нашего земного существования. Тем самым она приводит нас к поклонению истинному Богу, от которого, сами того не замечая, отдаляются во имя поисков себя и поклонения самому себе те, кто замыкается от братского сообщества людей.

Hosted by uCoz